Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:

  • основная;
  • специальная;
  • вспомогательная.

Основные пожарные автомобили

Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.

Пожарные автомобили общего назначения:

  • автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
  • насосно-рукавные – АНР;
  • с насосом высокого давления – АВД;
  • первой помощи – АПП;
  • пожарно-спасательные – АПС и ПСА.

Пожарные автомобили целевого назначения:

  • аэродромные – АА;
  • порошкового тушения – АП;
  • пенного тушения – ПТ;
  • комбинированного тушения – АКТ;
  • газового тушения – АГТ;
  • насосная станция – ПНС;
  • газоводяное тушение – АГВТ;
  • пеноподъемник – ППП.

Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:

  • ЗиЛ;
  • КамАЗ;
  • IVECO;
  • ГАЗ;
  • Урал.

Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:

  • Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
  • Средняя. До 4м3 или 4 000л.
  • Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.

В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.

В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.

Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:

  • АЦ – автоцистерна;
  • 3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
  • 40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
  • 43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
  • 001 – первая модернизация модели;
  • МС – произведённая в городе Москве.

Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.

Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.

Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:

  • Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
  • Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
  • Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
  • Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
  • Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
  • Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
  • Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.

Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.

Делятся на:

  • Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
  • Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.

Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:

  • химические;
  • нефтяные;
  • газовые;
  • атомные ЭС;
  • подстанции.

Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.

Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.

ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.

Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.

Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.

Специальная пожарная техника

В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:

  • Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
  • Высотные работы – АЛ и АКП;
  • Спасательные – АСА;
  • Управление комплексом пожарных работ – АСО.

По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:

  • АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
  • АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
  • ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
  • АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
  • АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
  • АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
  • АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
  • АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
  • АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
  • АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
  • АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
  • АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
  • АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
  • АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
  • АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
  • АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
  • АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
  • АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
  • ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
  • АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
  • АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.

Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:

  • Урал;
  • КамАЗ;
  • КрАЗ;
  • Isuzu;
  • Volvo;
  • МЗКТ;
  • MAN;
  • Tatra.

Вспомогательная техника

Нередко возникает необходимость в дополнительном инвентаре, технике, средствах, заправке и тому подобном, что может пригодиться во время пожара. Это позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации, минимизировать ущерб от возгорания и повысить эффективность работы всего пожарного отряда. К вспомогательной технике относятся:

  • бензовозы;
  • авторемонтные мастерские передвижного типа;
  • автобусы;
  • автокраны;
  • экскаваторы;
  • трактора;
  • грузовые автомобили;
  • легковые автомобили;
  • диагностические лаборатории;
  • автотопливозаправщики.

Условно графические обозначения пожарного транспорта

Пожарный автомобиль – общее обозначение пожарный автомобиль общего назначения

 

Основные пожарные автомобили общего назначения:

Пожарные автоцистерны (АЦ) Pozharnye avtocisterny.png
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) Pozharnye avtonasosy i nasosno-rukavnye avtomobili.png

 

Основные пожарные автомобили целевого назначения:

Пожарные аэродромные автомобили (АА) Pozharnye aerodromnye avtomobili.png
Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) Pozharnye avtomobili poroshkovogo tusheniya.png
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) Pozharnye avtomobili pennogo tusheniya.png
Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) Pozharnye avtomobili kombinirovannogo tusheniya.png
Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) Pozharnye avtomobili gazovogo tusheniya.png
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) Pozharnye avtomobili gazovodyanogo tusheniya.png
Пожарные автонасосные станции (ПНС) Pozharnye avtonasosnye stancii.png

 

Специальные пожарные автомобили:

Пожарные автолестницы (АЛ) Pozharnye avtolestnicy.png
Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП) Pozharnye kolenchatye avtopodemniki.png
Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ) Pozharnye teleskopicheskie avtopodemniki.png
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) Pozharnye avtomobili svyazi i osveshcheniya.png
Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) Pozharnye avtomobili gazodymozashchitnoj sluzhby.png
Пожарные автомобили дымоудаления (АД) Pozharnye avtomobili dymoudaleniya.png
Пожарные рукавные автомобили (АР) Pozharnye rukavnye avtomobili.png
Пожарные штабные автомобили (АШ) Pozharnye shtabnye avtomobili.png
Пожарные автолаборатории (АЛП) Pozharnye avtolaboratorii.png
Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ) Pozharnye avtomobili tekhnicheskoj sluzhby.png
Пожарные компрессорные станции (ПКС) Pozharnye kompressornye stancii.png
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) Pozharnye avarijno-spasatel'nye avtomobili.png

 

Классификация пожарных автомобилей по полной массе

  • Лёгкие (L) – 2 000-7 500 кг. АЦ-1.3-4/400(5301), АЛ-17(5301). Доставляет к очагу возгорания пожарный расчёт и оборудование для тушения и спасения людей. Может применять воду и ВМП, которые подаются посредством рукава и ствола с повышенным давлением. Также есть возможность подключения к водопроводному гидранту.
  • Средние (M) – 7 500-14 000 кг. АЦ-2.6-30(33086), АЦ-40(131)-137А. Доставляет к территории пожара пожарников, воду, пенообразователь, необходимое оборудование и инструмент. Для тушения может использоваться имеющийся резервуар, либо задействуется насос для выкачки воды из водоемов, либо подключается напрямую к гидранту.
  • Тяжёлые (S) – 14 000 кг и более. АА-8.0-90/6(65224), АА-13/60(6560). Применяется для доставки пожарного расчёта, техники и пожарного вооружения, запасов воды к объектам комплексов аэропортов. Имеет встроенный пенообразователь, а также насос для использования воды из водоёмов. На кабине и переднем бампере находится лафетный ствол, позволяющий подавать воду и ВМП, а на заднем бампере имеется система покрытия ВПП пеной.

Классификация пожарных автомобилей по проходимости

  • Категория 1 – нормальная проходимость, передние или задние ведущие колёса, для городских дорог. АЦ-5.0-40(43253), АЦ-4.2-40(5387);
  • Категория 2 – повышенная проходимость, все ведущие, для сельских и городских дорог. АЦ-5.0-70(43118), АЦ-5.0-70(4311);
  • Категория 3 – высокая проходимость, все ведущие, для любых типов дорог. АЦ-5.0-70(4320), АЦ-8.0-100(6370).

Классификация пожарных автомобилей по посадке

  • 1+1 или 1+2 – дополнительная кабина отсутствует.
  • 1+5 или 1+6 – в кабине имеется 1 ряд сидений.
  • 1+8 и более – допкабина вмещает 2 ряда для личного состава.

Первая цифра всегда обозначает самого водителя транспортного средства, а после знака «+» число пожарников.

Классификация пожарных автомобилей по компоновке

В зависимости от расположения кабины по отношению к двигателю:

  • за двигателем;
  • сверху двигателя;
  • перед двигателем.

Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям

  • Умеренный – У. Может эксплуатироваться при температуре от -40 до +40. АЦ-1.0-4/400(5301)ПМ-542Д.
  • Северный – С. Температура воздуха -60⁰С — +40С, влажность 80% при 20⁰С. Вода в резервуаре подогревается, имеется утепление стенок цистерны, насос располагается в середине платформы.
  • Тропический – Т. Присутствует отдельное охлаждение основных агрегатов ПА. АЦ-40(431410)63Б.

About the Author

2 thoughts on “Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

  1. Анна - 23.06.2021 at 11:38

    В СССР пожарные автомобили выпускались на шасси серийных грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ. Установкой специализированного оборудования на автомашины занимались, в частности, Торжокский машиностроительный завод и Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования . Цветографические схемы пожарных автомобилей в России и большей части стран предусматривают окраску корпуса в красный цвет.

Leave a Reply