Специальная пожарная техника используется в случаях, когда пожар возник в нетипичных условиях или сопровождается особой спецификой – например, горят токсичные вещества, очаг возгорания находится в лесу или к нему нет возможности проехать по хорошей дороге, необходимы действия спасательного характера или придется пополнять запасы воды из близлежащих естественных водоемов. АЦ таких типов составляют сравнительно небольшую часть пожарного парка, но в некоторых случаях без них невозможно обойтись.
Виды и назначение
Классификация специальной пожарной техники осуществляется с учетом того, для каких нужд может применяться автомобиль. В профессиональной терминологии используются общепринятые сокращения, помогающие быстрее формулировать потребность в конкретной разновидности служебного транспорта. Основные классы выглядят так:
- АСА – аварийно-спасательное авто, отличается малым объемом цистерны и небольшими габаритами, быстро снаряжается и выезжает на место происшествия, где спасатели требуются не меньше, чем пожарные;
- ПСА-ММ – пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем, уникальная и редкая конструкция, сочетающая в себе функции вышеописанного АСА и кареты скорой помощи;
- АПП – авто первой помощи, как и АСА, несет небольшой запас воды и пенообразователя и отличается скромными размерами, призвано первым прибывать на место происшествия и предоставлять доврачебную помощь пострадавшим до приезда медиков;
- АШ – автомобиль штабной, актуален при масштабных пожарах, в тушении которых задействован ряд экипажей, выполняет координационные функции и обеспечивает пожарных каналами связи;
- АБР – авто быстрого реагирования, имеет емкость цистерны ниже среднего, создано специально для немедленных выездов на место серьезных ДТП;
- АПС – пожарно-спасательная техника среднего класса, при значительном объеме цистерны борется с крупными пожарами, оснащена внушительным набором пожарно-технического вооружения;
- АПТ – автомобили пенного тушения, выезжают на пожары, где горят наиболее горючие вещества, оборудуются дыхательными аппаратами для защиты экипажа от едкого или токсичного дыма;
- АР – рукавные авто, занимающиеся механической прокладкой магистральных рукавных линий от больших источников воды (в том числе естественных) до эпицентра возгорания;
- АЦЛ – автоцистерны с лестницей, их иногда выделяют в отдельный класс, имея ввиду только те модели, у которых телескопическое устройство выделяется особо большой длиной;
- ПКП – прицепные комплексы пожаротушения, цистерны в виде прицепов с установленным на них насосом и возможностью подачи воды независимо от автомобиля, актуальны, если нужен дополнительный запас влаги или в распоряжении есть только обыкновенные грузовики, могут потреблять воду из сторонних водоемов.
Основные производители
Для производства специальной пожарной техники используются шасси проверенных производителей, чьи автомобили доказали свою пригодность долгими годами, а то и десятилетиями безупречной службы. В роли поставщиков выступают:
- Fuso Canter – торговая марка японского производителя Mitsubishi, чьи шасси выпускаются в городе Кавасаки, единственная импортная фирма в списке, ее продукция является основой для компактной техники спасательного профиля;
- ГАЗ – Горьковский автозавод, расположенный в Нижнем Новгороде, предоставляет компактные «Газели» для штабных нужд и сопутствующего борьбе с огнем оказания первой помощи;
- КамАЗ – Камский автомобильный завод из Набережных Челнов (Татарстан), наиболее востребованный производитель, на основе его машин комплектуются пожарные экипажи разного назначения, обязательно с большим запасом воды и пенообразователя;
- УАЗ – Ульяновский автозавод из одноименного областного центра, его продукция превращается в пожарные пикапы первой помощи и аварийно-спасательные авто;
- «Урал» – Уральский автомобильный завод из Миасса Челябинской области, известен своими АЦЛ, способными спасти людей даже из высокого многоэтажного здания.